Применение якорных цепей ограничено их использованием в составе якорных устройств различных плавучих средств, где они служат для соединения судна с якорем. Длина якорной цепи, используемой для современных судов, может быть от 20 до 200 м, а ее калибр, то есть диаметр поперечного сечения одного прутка цепи, может доходить до 120 мм. Тем не менее, якорные цепи нашли широкое применение в других отраслях промышленности (не по назначению):
- в качестве грузовых и тяговых цепей при высоких эксплуатационных нагрузках (шагающие экскаваторы);
- комплектование грузоподъемных устройств (цепные строп, подвески крановых захватов для предприятий черной и цветной металургии);
- в цементной промышленности;
- при производстве отбойных (причальных) устройств и т.д.
Существует три типа (категории) якорных цепей, согласно которым осуществляется их изготовление:
- - нормальной прочности — сварные и кованые из стали категории 1а, калибров от 11 до 73 мм;
- - повышенной прочности — сварные и кованые из стали категории 2а, калибров от 12,5 до 162 мм, литые из стали категории 26, калибров от 40 до 152 мм;
- - особо высокой прочности — сварные и кованые из стали категории За, калибров от 20,5 до 152 мм, литые из стали категории 36, калибров от 40 до 152 мм.
Якорная смычка
|
Одной из составляющих якорного устройства, соединяющих непосредственно сам якорь с корпусом судна, является якорная цепь. Якорная цепь состоит из нескольких смычек (отдельных кусков), которые соединены между собой разъемными звеньями. В состав якорной цепи входят: коренная смычка, крепящаяся непосредственно к корпусу судна при помощи жвака-галса; промежуточная часть, количество смычек которой определяет общую длину якорной цепи (обычно 10 – 12 смычек); якорная смычка цепи, крепящаяся вертлюгом к якорной скобе. Стандартная длина промежуточных смычек составляет от 25 до 27,5 м. Это позволяет легко заменять износившиеся участки и упрощает их изготовление и транспортировку цепи. При этом не регламентируются длина якорной и коренной смычек.
d-звено концевое, f- звено увеличенное, е-вертлюк, а- звено общее (калибры 16-82 мм)
|
Цепи якорные, производимые согласно ГОСТ 228-79, имеют калибр в пределах 12,5-68 мм и производятся из углеродистых и легированных марок стали в трех вариантах:
- нормальной прочности;
- повышенной прочности;
- высокой прочности.
Существует еще несколько разновидностей классификации якорных цепей, производимой на основании следующих факторов:
- особенностей конструкции - цепи якорные без распорок и с распорками;
- по способу изготовления смычек отдельных звеньев – цепи литые и сварные;
- по соответствию требованиям надзорных органов – изготовленные без надзора или с надзором Морского Регистра.
Калибр цепи, мм | Цепи типа I (сварные без распорок) | Цепи типа II (сварные с распорками) | Цепи типа III (литые с распорками) |
Нагрузка, тс | Масса 1 м цепи из общих звеньев | Нагрузка, тс | Масса 1 м цепи из общих звеньев | Нагрузка, тс | Масса 1 м цепи из общих звеньев |
пробная | разрушающая | пробная | разрушающая | пробная | разрушающая |
11 | 2,3 | 4,6 | 2,76 | - | - | - | - | - | - |
13 | 3,2 | 6,4 | 3,82 | - | - | - | - | - | - |
19 | 6,8 | 13,6 | 8,2 | 10,2 | 15,3 | 7,5 | - | - | - |
28 | 14,8 | 29,6 | 17,8 | 22,2 | 33,3 | 16,2 | - | - | - |
34 | 21,9 | 43,7 | 26,2 | 32,7 | 49,1 | 24 | - | - | - |
37 | 25,9 | 51,8 | 32 | 38,7 | 58,1 | 29 | - | - | - |
43 | - | - | - | 52,4 | 73,4 | 38,9 | 73,4 | 102,8 | 39,7 |
46 | - | - | - | 60 | 84 | 43,7 | 84 | 117,6 | 45,4 |
53 | - | - | - | 78,8 | 111 | 58,2 | 111,1 | 155,4 | 60,3 |
57 | - | - | - | 92,2 | 129 | 68,6 | 129,1 | 180,6 | 69,9 |
62 | - | >- | - | 109 | 152 | 80,9 | 152,6 | 212,8 | 82,8 |
67 | - | - | - | 124 | 173 | 94,6 | 173,6 | 242,2 | 95,9 |
72 | - | - | - | 137 | 192 | 111,4 | 191,8 | 268,8 | 111,4 |
77 | - | - | - | 150 | 210 | 127,9 | 210 | 294 | 127,9 |